• Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского

    Альтист Данилов

Александр Чайковский

Опера-фантасмагория в двух действиях.
Либретто Александра Чайковского по одноименному роману Владимира Орлова

16+

Вышедший в 1980 году роман Владимира Орлова "Альтист Данилов" произвел настоящий фурор. Историю, в которой сочетается красочное бытописание московской жизни и фантастика, острая социальная сатира и трогательный лиризм, читали и перечитывали, перевели на множество иностранных языков. Орлов позволил ворваться в будни советского человека сверхъестественным силам и благодаря тому, с каким мастерством он это сделал, о романе заговорили, как о продолжении линии "Мастера и Маргариты" Булгакова во второй половине ХХ века.

Тема "Альтиста Данилова" оказалась очень близка Александру Чайковскому. Длительный творческий союз связывает его с выдающимся музыкантом современности, альтистом Юрием Башметом, для которого были написаны Второй альтовый концерт, Баллада для альта с оркестром "Гарольд в России" и другие альтовые сочинения. Свою оперу композитор также посвятил Юрию Башмету.

История жизни "демона на договоре" Данилова полна контрастов: вечные хлопоты в оркестре, амбициозная бывшая жена Клавдия и нежная возлюбленная Наташа, загадочные "хлопобуды", купание в грозовых тучах над Останкино, гигантский синий бык, битва на ракетных установках с бывшим лицейским другом, демоном-асом Кармадоном... Демоническая сущность Данилова озаряет серые будни фантастическими всполохами, искажая пространство и время.

"Альтист Данилов" — это опера о музыке и музыкантах. В ней есть что-то от "Репетиции оркестра" Феллини, потому что и здесь оркестр — в центре действия, активный участник событий. На этом фоне разворачивается жизнь Данилова, получеловека–полудемона, главная страсть которого — музыка.

В спектакле виртуозно сплетаются в единую нить философия и сатира, инфернальные сцены в "Девятом слое" и социальные анекдоты, в которых мелькают "медийные" имена — Дэвид Бэкхем, Пэрис Хилтон и даже сам Юрий Башмет. Создатели оперы, однако, не забывают о том, что "Альтист Данилов" — это не только увлекательный сюжет и остроумные диалоги, это еще и размышление о сути творчества и о месте человека в музыкальном искусстве.

Опера "Альтист Данилов" написана Александром Чайковским специально для Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского.

Премьера состоялась 15 декабря 2012 года.

Продолжительность спектакля 2 ч. 45 мин.

Footer

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Картина 1. В Девятом Слое судят демона на договоре Данилова. В земной жизни он — альтист и композитор. Музыка составляет главный смысл его существования. Данилова обвиняют в том, что человеческое в нем возобладало над демоническим. Начинается просмотр материалов его жизни на Земле. Валентин Сергеевич выступает в роли главного обвинителя и комментатора.

Картина 2.
Театр. Репетиция оркестра
Будни театрального закулисья. Музыканты репетируют перед гастролями в Италию. Мелехин уговаривает Данилова сыграть на вечере в Лужковском институте скрипичные пьесы, которые написала машина, и знакомит его с активистками Катей и Наташей.

Картина 3.
Концерт в Лужковском институте
Данилов играет виртуозно и одухотворенно, превращая «музыку машины» в «человеческую». Во время концерта появляется Анастасия. Она сообщает, что на Землю в отпуск прибывает старый лицейский приятель Данилова Кармадон, которому нужно обеспечить отдых.

Картина 4.
У Хлопобудов
По просьбе своей бывшей жены Клавдии Данилов приходит в Настасьинский переулок, где располагается контора хлопобудов — общества хлопот о будущем, — чтобы отметиться в очереди. За неимением у Данилова денег на членский взнос, Клавдию переносят в конец списка. Председатель хлопобудов Ростовцев предлагает ему присоединиться к их движению.

Картина 5.
У Клавдии
Клавдия возмущена нерасторопностью Данилова, который не смог заплатить за нее, и сообщает ему, что выходит замуж за профессора Войнова.

Картина 6.
Улица. Данилов провожает Наташу
Данилов провожает Наташу домой. Она рассказывает ему о своей жизни. Около Наташиного дома Данилов обнаруживает, что у него пропал альт и замечает промелькнувшую фигуру Валентина Сергеевича. Вместе с Наташей он спешно возвращается к себе в Останкино.

Картина 7.
Квартира Данилова
Прибывает Кармадон. Он вернулся с планеты Бетамол в созвездии Волопаса, где несколько лет не спал, управляя снами ее молибденовых обитателей. Теперь он хочет отдохнуть на Земле и побыть Синим Быком. Кармадон исчезает. По телевидению сообщают, что в оливковых рощах Испании обнаружен гигантский Синий Бык.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Картина 8.
Театр
В перерыве между репетициями Данилов показывает фрагменты своего нового сочинения. Земский рассказывает ему о своей музыкальной теории — «тишизме», в которой видит альтернативу традиционной музыке. Приходит композитор Переслегин и уговаривает Данилова исполнить свою новую симфонию с альтом. За ним появляется Клавдия. Она просит бывшего мужа серьезно отнестись к хлопобудам и достать ей билет на Синего Быка, которого привозят на ВДНХ. Данилов вспоминает о Кармадоне.

Картина 9.
Мадрид
Синий Бык спит на арене стадиона. Толпа гневных испанцев пытается его расшевелить. Данилов будит Кармадона и уговаривает его поскорее вернуться в Москву. Из газет Кармадон узнает о своем позоре: Синий Бык объявлен импотентом.

Картина 10. Данилов возвращается в Москву. В театре встречаются Клавдия, Наташа и внезапно появившийся Кармадон. Он ухаживает за Наташей и увлекает всю компанию «на штурм московских ресторанов».

Картина 11.
В ресторане
Между Даниловым и Кармадоном происходит ссора из-за Наташи. Разгневанный Данилов рассказывает собравшимся о мужском фиаско Синего Быка. Кармадон оскорблен и вызывает Данилова на дуэль.

Картина 12.
Дуэль между Даниловым и Кармадоном
Кармадон стреляет не в свою очередь. Данилов ранен. Но Анастасия помогает ему выстоять и победить.

Картина 13.
Квартира Данилова.
Анастасия передает Данилову, что ему назначено время «Ч» и он должен явиться в Девять Слоев. По-прежнему любящая его, она предлагает ему остаться с ней и избежать суда. Данилов отказывается.

Картина 14.
Девять Слоев
Данилов вновь встречается с Кармадоном. Тот разжалован и выгнан из асов. Между ними происходит объяснение. Данилов обнаруживает свой пропавший альт.

Картина 15. Завершается суд. Валентин Сергеевич оглашает приговор: «Лишить Данилова сущности и память о нем вытоптать». Но с помощью Синего Быка Малибан и Новый Маргарит заставляют судей иначе посмотреть на дело Данилова. Обвинительный приговор отменен.

Картина 16. К Данилову приходит Наташа. Он приоткрывает ей тайну своей жизни и предупреждает о тех опасностях, которые, возможно, ждут ее рядом с ним. Несмотря ни на что, Наташа хочет остаться с Даниловым и разделить с ним все его беды. Она лишь просит любимого не исчезать.

Театр Покровского Альтист Данилов

Данилов - А. Полковников

"Альтист Данилов" Театр Покровского

Анастасия - В. Пилипенко

Театр Покровского Альтист Данилов

Переслегин - В. Родин, Данилов - А. Полковников

Альтист Данилов Театр Покровского

Наташа - О. Старухина, Данилов - А. Полковников

Театр Покровского Альтист Данилов

Клавдия - Е. Большакова

Альтист Данилов Театр Покровского

Кармадон - Г. Юкавский, Переслегин - В. Родин, Данилов - А. Полковников

Альтист Данилов Театр Покровского

Кармадон - Г. Юкавский

Театр Покровского Альтист Данилов

Наташа - О. Старухина, Кармадон - Г. Юкавский, Клавдия - Е. Большакова

Театр Покровского Альтист Данилов

Данилов - А. Полковников

Театр Покровского Альтист Данилов

Данилов - Р. Шевчук

"Вот и стало обручальным нам Садовое кольцо

Ростовцев - А. Мочалов

Альтист Данилов Театр Покровского

Данилов - Р. Шевчук

Альтист Данилов Театр Покровского

Переслегин - В. Родин, Кармадон - Г. Юкавский

Альтист Данилов Театр Покровского

Данилов - А. Полковников, Наташа - О. Старухина

Альтист Данилов Театр Покровского

Кармадон - Г. Юкавский

Театр Покровского Альтист Данилов

Соло альта - Ю. Башмет, Данилов - А. Полковников

Постановочная группа

Действующие лица и исполнители

Приобрести билет на спектакль

Вы можете приобрести билет на спектакль в режиме онлайн на нашем сайте.

Следите за театром в социальных сетях:

+7 495 606 70 08

Москва, ул. Никольская, д. 17, стр. 1
м. Лубянка, Площадь Революции, Театральная

© 2005 - 2018 Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского

Раздел для сотрудников театра