• Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского

    Директор театра

Вольфганг Амадей Моцарт

Комическая опера в одном действии
Либретто Готфрида Штефани в редакции Бориса Покровского

12+

7 февраля 1786 года в Вене состоялся праздник, организованный кайзером Йозефом II в честь генерал-губернатора Нидерландов. В программе торжеств, помимо званых обедов и танцев, было музыкальное состязание: зрителям предстояло выбрать, что же лучше — итальянская опера или немецкая. Для этого двум композиторам — Вольфгангу Амадею Моцарту и Антонио Сальери, — были заказаны одноактные произведения на комический сюжет из жизни театрального закулисья.
Сальери представлял на этом конкурсе итальянскую школу и сочинил оперу "Сначала музыка, потом слово". А Моцарт в немецких традициях написал зингшпиль "Директор театра". В нем композитор и либреттист посмеялись над капризными и вздорными нравами, так часто встречающимися в театральном мире, над самовлюбленными примадоннами и желанием каждого артиста быть главным любимцем публики.
В опере всего четыре музыкальных номера и увертюра, которые перемежаются веселыми разговорными диалогами. Но даже эту заказную миниатюру гений Моцарта сумел превратить в маленький оперный шедевр.

Премьера состоялась 2 декабря 1975 г.

Премьера возобновления — 28 августа 2013 г.

Footer

В кабинет директора оперной антрепризы вбегает комик-буфф с радостным известием: получено разрешение на открытие нового театра, в котором он станет главным комиком. Однако директор настроен скептически: уж он-то знает, что театральные склоки могут любого комика превратить в трагика.

Как бы в подтверждение его слов появляются две претендентки на первые роли: мадам Херц — лирическая "певица с сердцем", и мадемуазель Зильберкланг — виртуозное сопрано "серебряный колокольчик". Певицы, не дожидаясь приглашения, демонстрируют свое вокальное искусство, ведь каждой из них хочется стать примадонной нового театра. Так как мужчины не знают, кому отдать предпочтение, дамы вступают в жаркий спор, пытаясь доказать, чем одна лучше другой. От этого состязания у директора идет кругом голова.

Сочувствие к нему и любовь к искусству примиряют всех героев, которые решают, что лучшего должна выбрать публика.

Театр Покровского Директор театра

Комик-буфф - Р. Шевчук, Директор театра - В. Гафнер

Театр Покровского Директор театра

Комик-буфф - Р. Шевчук, Директор театра - В. Гафнер, Мадам Херц - Е. Ферзба

Театр Покровского Директор театра

Мадам Херц - Е. Ферзба

Театр Покровского Директор театра

Директор театра - А. Сулимов

Театр Покровского Директор театра

Мадмуазель Зильберкланг - О. Старухина, Комик-буфф - Р. Шевчук, Директор театра - В. Гафнер, Мадам Херц - Е. Ферзба

Театр Покровского Директор театра

Комик-буфф - А. Цветков-Толбин, Директор театра - А. Сулимов, Мадам Херц - Н. Сивцевич

Театр Покровского Директор театра

Мадмуазель Зильберкланг - И. Алексеенко

Театр Покровского Директор театра

Директор театра - А. Сулимов, Комик-буфф - А. Цветков-Толбин

Театр Покровского Директор театра

Комик-буфф - А. Цветков-Толбин, Директор театра - А. Сулимов

Театр Покровского Директор театра

Мадмуазель Зильберкланг - О. Старухина

Театр Покровского Директор театра

Мадмуазель Зильберкланг - О. Старухина, Директор театра - В. Гафнер, Мадам Херц - Е. Ферзба

Театр Покровского Директор театра

Комик-буфф - Р. Шевчук

Постановочная группа

Пресса

Анна Ефанова, OperaNews.ru, 29 ноября 2013 г.

"Директор" вернулся на театральную сцену

28 августа Камерный музыкальный театр имени Покровского открыл 42-й сезон возобновлением оперы Моцарта "Директор театра". Участники вечера были достойны уважения, потому что дали шанс публике воочию наблюдать результат преемственности поколений. Сам спектакль заслуживал благодарности, так как продолжал серию примеров бережного отношения к традициям их создателя, которые быстро прерывались и так нелепо заканчивались во многих российских и мировых музыкальных театрах ранее.

История "Директора театра" в Камерном музыкальном началась в 1975 году, когда две его солистки — Людмила Соколенко и Нина Яковлева попросили Бориса Покровского поставить на них одноактную комическую оперу Моцарта. "Борис Александрович очень легко, остроумно и с ощущением театра сымпровизировал разговорные диалоги", – вспоминает главный режиссер Михаил Кисляров. В итоге, спектакль о соперничестве двух актрис за театральное лидерство почти тридцать лет удивлял поклонников оперы, несмотря на разные варианты своих решений.

"Эта опера восстановлена в кратчайшие сроки: было несколько репетиций в конце того сезона и буквально несколько репетиций сейчас, – рассказывает Михаил Кисляров. – То, как артисты включились, то, как у них загорелись глаза — для нас это очень радостное событие. Для нас важно и то, что эта работа имеет большое воспитательное значение, – подчеркивает он. Свой опыт молодым передавали те, кто участвовал в первой постановке спектакля: заслуженные артисты России Людмила Соколенко, Нина Яковлева, Ярослав Радивоник и Борис Тархов.

Моцартовский шедевр восстанавливали с радостным трепетом. "Этот спектакль для меня особый. Я им дирижировал после Анатолия Левина и Геннадия Рождественского" – признается главный дирижер Владимир Агронский. "Я видел эту оперу, когда еще не работал в театре. Думаю, это история Камерного музыкального. Очень люблю и хорошо помню этот спектакль", – вспоминает режиссер-постановщик Валерий Федоренко.

В конце 80-х Борис Александрович не уставал вводить новых исполнителей, менять текст, переставлять ситуации по ходу действия. Театральная атмосфера была настолько удивительной, что, артисты не мыслили своего существования без нее ни на репетициях, ни на сцене.

В версии возобновленной изменилось время, изменилось поколение актеров. "Мы многого не умеем, многого не знаем, – оправдывается Владимир Агронский. – Мы могли сохранить только внешнюю форму, но того индивидуализма, в хорошем смысле этого слова, нам сейчас трудно добиться", – отмечает он. – Чтобы оправдать существующие мизансцены приходилось слегка изменять мотивационные моменты для исполнителей. При этом конечно сохраняется суть — классический концерт-шутка на тему того, как существует музыкальный театр".

Спектакль в день премьеры получился ровным и складным. Без прежней легкости и непосредственности в актерской игре, но технически точным и естественным в вокале. Лирическая певица "с сердцем" — мадам Херц (Екатерина Ферзба) была чрезмерно нежна в чувствах и высоких нотах. Виртуозное сопрано "серебряный колокольчик" — мадемуазель Зильберкланг (Олеся Старухина) остра в движениях и ярка в виртуозных пассажах. Директор театра (Василий Гафнер) и комик-буфф (Роман Шевчук) исторически информированней выглядели в ансамблях, а не сольно. Отбросив волнение премьеры, их персонажи оставили положительное впечатление для актеров. Однако на мужском фоне женские героини выглядели на порядок выше и интереснее в своем, надо признаться, ожидаемом поведении на театральной сцене.

Оперу составили всего четыре музыкальных номера на немецком и увертюра, которые перемежались с разговорными диалогами на русском языке. Как это часто бывает, сочинение Моцарта стало неким эталоном чистоты искусства, благодаря совершенной форме, ясности музыкальных интонаций и режиссерского решения. Во многом, такое ощущение сложилось благодаря продуманной и строго выверенной дирижерской работе выпускника Московской консерватории Айрата Кашаева, приглашенного специально для возобновления оперы.

Перед премьерой директор Камерного музыкального Олег Михайлов сказал, что в его театре гораздо спокойнее, чем у героев возобновленного сочинения Моцарта. Владимир Агронский добавил, что удовлетворен нынешним усердием артистов и доволен их вокальным и актерским уровнем работы.

Остается только надеяться, что достигнутые результаты благодаря аккуратности в обращении с пожилыми артистами и молодежью не изменятся. А опера "Директор театра" сохранится только в репертуаре и не покинет его вне зависимости от жизненно-театральных явлений столицы.

Владимир Ойвин, Newsmuz.com, 04 ноября 2013 г.

"Директор театра" Моцарта - первая оперная премьера сезона

Премьеру возобновления комической оперы Вольфганга Амадея Моцарта "Директор театра" представил 28 августа 2013 года Московский государственный академический Камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского.

Перед началом спектакля состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие: режиссёр восстановления оперы Валерий Федоренко, главный дирижёр театра Владимир Агронский, главный режиссёр Михаил Кисляров, новый дирижёр театра Айрат Кашаев, директор Камерного музыкального театра Олег Михайлов.

Вела пресс-конференцию руководитель литературно-драматической части театра Наталия Сурнина. Она рассказала историю создания оперы и ее постановки Борисом Александровичем Покровским. Известно, что опера "Директор театра" была написана Моцартом по заказу кайзера Иосифа II для состязания с оперой Антонио Сальери "Сначала музыка, потом слово". Публике надо было выбрать: чьё сочинение на сюжет из жизни оперного закулисья лучше – итальянское или немецкое? Тогдашние слушатели выбрали победителем состязания Сальери.

Опера "Директор театра" была поставлена в Камерном музыкальном театре в 1975 году и продержалась на его сцене почти 30 лет. С 1992 года она шла в паре с сальериевской "Сначала музыка, потом слово". Режиссёр восстановления Валерий Федоренко сказал, что поставил целью освободить спектакль от наслоений, накопившихся по разным обстоятельствам за столь долгий срок его жизни.

Главный дирижёр театра Владимир Агронский отметил, что Камерный театр восстановил и будет далее восстанавливать постановки, сделанные в разные годы Борисом Александровичем Покровским. Относительно восстановления "Директора театра" Агронский пояснил: так как изначально в той постановке были задействованы выдающиеся исполнители, то восстановить его в том виде, в котором он создан, невозможно. Покровский обладал удивительным даром индивидуальной работы с артистами. Новые исполнители молоды, и школу Покровского они не прошли. С ними надо аккуратно обращаться. С одной стороны, необходимо добиваться, чтобы они выполняли тот рисунок роли, который создал Покровский, а с другой стороны они другие! Ведь в театре произошла полная смена поколений. На вопрос, не собирается ли театр возобновить и оперу Сальери, Агронский ответил, что не собирается – т.к. музыка Сальери, хоть и хороша, но, безусловно, уступает музыке Моцарта. "Не лежит у меня душа к этому!" – закончил Владимир Агронский.

Айрат Кашаев, дебютирующий в Камерном театре как оперный дирижёр, сказал, что счастлив здесь работать.

В восстановлении "Директора театра" в качестве ассистентов режиссёра работали исполнители первой постановки оперы в музыкальном Камерном театре: сопрано Нина Яковлева, колоратурное сопрано Людмила Соколенко, тенор Борис Тархов и баритон Ярослав Радивоник.

Сам восстановленный спектакль "Директор театра" слушается легко и на едином дыхании. Это в первую очередь заслуга молодого дирижёра Айрата Кашаева. Он родился в 1984 году в Казани. С отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по двум специальностям: хоровое дирижирование" (класс профессора Л. З. Конторовича) и "оперно-симфоническое дирижирование" (класс профессора Г. Н. Рождественского) и был удостоен звания "Лучший выпускник года – 2012". В 2009 году получил I премию на II Всероссийском конкурсе хоровых дирижёров. С 2008 года Айрат Кашаев – главный дирижёр театра Колледжа музыкально-театрального искусства им. Г. Вишневской, с 2011 года – художественный руководитель Академического хора Колледжа Российской академии музыки имени Гнесиных, лауреат Пятого международного хорового фестиваля "Пою Богу моему дондеже есмь". С февраля 2013 года А. Кашаев – ведущий дирижёр Московского камерного оркестра Центра Павла Слободкина. С апреля 2013 года – дирижёр Камерного музыкального театра им. Б. А. Покровского.

В опере "Директор театра" всего четверо персонажей. В премьерном спектакле участвовали: директор оперного театра – тенор Василий Гафнер, комик-буфф – баритон Роман Шевчук, и две потенциальные примадонны – сопрано, каждая с претензией на первенство в труппе. Первой на сцене появляется мадам Херц – "певица с сердцем" (в сегодняшних понятиях – лирическое сопрано). Её партию исполнила Екатерина Ферзба. За ней приходит мадемуазель Зильберкланг (серебряный колокольчик) – колоратурное сопрано Олеся Старухина. Речитативы и разговорные диалоги звучали на русском языке, четыре арии исполнялись на немецком.

Обе дамы весьма достоверно живописали атмосферу в оперных труппах, как говорится, "от Ромула до наших дней". Так было при Моцарте, так бывало и в прошедшем веке, бывает и сегодня. Достаточно вспомнить соперничество Марии Каллас и Ренаты Тебальди в середине ХХ века. (В ситуацию в нынешних оперных труппах вдаваться не будем.)

Мужские партии были исполнены на хорошем и вокальном, и драматическом уровне. Неплохо прозвучали речитативы и ансамбли. А вот в первой арии у Екатерины Ферзбы поначалу были проблемы вокального характера, особенно на верхних нотах, но к середине арии она с ними справилась. Олеся Старухина выступила ровнее, хотя и у неё в верхнем регистре голос порой звучал резковато. В целом, делая скидку на премьерное волнение, общее впечатление вполне положительное.

Пару "Директору театра" составила тоже одноактная опера Георга Филиппа Телемана "Пимпиноне, или неравный брак". В задачу этой рецензии анализ этого репертуарного произведения не входит. Другое дело, что "Пимпиноне", по моему мнению, не самым удачным образом корреспондирует с моцартовским "Директором театра". Сюда просится очаровательная опера молодого Моцарта "Бастьен и Бастьена", тоже когда-то украшавшая афишу Камерного музыкального театра. Вот бы восстановить и её! Получился бы стилистически идеальный спектакль.

Пока же Камерный музыкальный театра имени Бориса Покровского можно поздравить с двумя в целом очень удачными весёлыми премьерами – музыкальными комедиями "Три Пинто" Вебера-Малера и "Директор театра" Моцарта.

Приобрести билет на спектакль

Вы можете приобрести билет на спектакль в режиме онлайн на нашем сайте.

Следите за театром в социальных сетях:

+7 495 606 70 08

Москва, ул. Никольская, д. 17, стр. 1
м. Лубянка, Площадь Революции, Театральная

© 2005 - 2018 Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского

Раздел для сотрудников театра