• Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского

    Сервилия

Николай Римский-Корсаков

Опера в пяти действиях
Либретто композитора по одноименной драме Льва Мея
К 85-летию музыкального руководителя театра Геннадия Рождественского

12+

15 апреля 2016 года театр представит премьеру оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова "Сервилия". Это малоизвестное сочинение занимает особое место в творческом наследии великого русского композитора. Совершенно нетипичные для Римского-Корсакова тема, эпоха и жанр, а также неудачная премьера изначально придали опере необычный статус, и она всегда стояла особняком среди многочисленных шедевров своего автора.

В русской музыкальной культуре мало фигур, имеющих такое же значение, как Римский-Корсаков. Его оперы неизменно входят в репертуар всех театров страны и ставятся во многих оперных домах по всему миру, его творчество изучается пристально и досконально, о личности и творчестве композитора написаны книги и множество статей. Тем удивительнее, что "Сервилия" до сих пор остается неразгаданной загадкой.

Она невероятно интересна тем, что это единственная опера, в которой Римский-Корсаков обратился к "чужой" культуре и воплотил в музыке сюжет из истории Древнего Рима. Причем обращение это не было случайным или необдуманным: композитор долго вынашивал замысел и художественную концепцию произведения. Предварявшие сочинение "Сервилии" теоретические размышления носили экспериментальный характер: "Сюжет из жизни древнего Рима развязывал руки относительно свободы стиля. Тут подходило все, за исключением противоречащего явно, как, например, явно немецкого, очевидно французского, несомненно русского и т. д. <…> Свобода была, следовательно, почти что абсолютно полная. Но музыки вне национальности не существует, и в сущности всякая музыка, которую принято считать за общечеловеческую, все-таки национальна. <...> Поэтому и для „Сервилии“ необходимо было избрать, в общем, какой-либо наиболее подходящий национальный оттенок. Отчасти итальянский, отчасти греческий оттенки казались мне подходящими наиболее. Для бытовых моментов же, для плясок с музыкой и т. п., по разумению моему, значительно подходил оттенок византийский и восточный. Ведь у римлян своего искусства не было, а было лишь заимствованное из Греции. С одной стороны, в близости древней греческой музыки к восточной я уверен, а с другой — полагаю, что остатков древнегреческой музыки следует искать в искусстве византийском, отголоски которого слышатся в старом православном пении".

Даже небольшая цитата свидетельствует о том, что "Сервилия" стала для Римского-Корсакова лабораторией по поискам нового стиля; и пусть композитор в дальнейшем вернулся в более привычное для него русло, уникальность "Сервилии" переоценить невозможно.

Премьера приурочена к 85-летию музыкального руководителя театра, народного артиста СССР Геннадия Рождественского.

Театр Покровского Сервилия
Театр Покровского Сервилия
Театр Покровского Сервилия
Театр Покровского Сервилия
Театр Покровского Сервилия
Театр Покровского Сервилия
Театр Покровского Сервилия
Театр Покровского Сервилия
Театр Покровского Сервилия
Театр Покровского Сервилия
Театр Покровского Сервилия
Театр Покровского Сервилия

Постановочная группа

Действующие лица и исполнители

Приобрести билет на спектакль

Вы можете приобрести билет на спектакль в режиме онлайн на нашем сайте.

Следите за театром в социальных сетях:

+7 495 606 70 08

Москва, ул. Никольская, д. 17, стр. 1
м. Лубянка, Площадь Революции, Театральная

© 2005 - 2018 Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского

Раздел для сотрудников театра