Во многих предприятиях наниматели все еще делают упор не на опыт, а на подтверждающие документы соискателя. Досадно? Но факт есть факт – это реалии нынешней жизни. Что с того, что в практических навыках вы переплюнете какого угодно «молодого специалиста» с дипломом? Однако не стоит расстраиваться – решение есть! Вы можете купить диплом техникума быстро и безопасно. И сразу после покупки диплома о среднем образовании отправиться на собеседование.

Геннадий Рождественский

Геннадий Рождественский

музыкальный руководитель

народный артист СССР, лауреат Ленинской премии СССР и Государственной премии России

Один из крупнейших дирижеров XX века, пианист, композитор. Родился 4 мая 1931 г. в Москве в семье дирижера, профессора Московской консерватории Николая Павловича Аносова и певицы Натальи Петровны Рождественской.

Учился в Музыкальной школе им. Гнесиных у Е. Ф. Гнесиной и в Центральной музыкальной школе, затем в Московской консерватории (класс фортепиано Л. Н. Оборина, класс дирижирования Н. П. Аносова). В 1954 г. окончил Московскую консерваторию (класс профессора Н. Аносова), в 1957 г. – аспирантуру.

Будучи студентом консерватории, он в 1951 г. стажировался в Большом театре, где тогда же дебютировал балетом П. Чайковского "Спящая красавица". С 1951 по 1960 гг. работал в Большом театре балетным дирижером, а с 1965 по 1970 гг. там же занимал пост главного дирижера. Его репертуар составлял около 40 опер и балетов, в том числе балет "Конек-горбунок" Р. Щедрина (1960), "Кармен-сюита" Ж. Бизе–Р. Щедрина (1967), "Спартак" А. Хачатуряна (1968), "Война и мир" С. Прокофьева; Рождественский впервые на русской сцене поставил целый ряд оперных спектаклей, среди которых "Человеческий голос" Ф. Пуленка и "Сон в летнюю ночь" Б. Бриттена.

Одновременно, в 1961-1974 гг. Рождественский руководил Большим симфоническим оркестром Центрального телевидения и Всесоюзного радио.

В 1978-1983 гг. работал в Большом театре в качестве оперного дирижера. Одновременно возглавлял в качестве приглашенного дирижера симфонический оркестр Британской радиокорпорации "Би-би-си" в Лондоне (1978-1981) и Венский симфонический оркестр (1981-1982). К середине 1970-х гг. Рождественский стал одним из самых авторитетных дирижеров Европы.

В 1982 г. основал Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР и до 1992 г. был его главным дирижером.

С 1974 по 1977 гг. он был дирижером, а затем, с 1992 г., главным дирижером Стокгольмского Королевского филармонического оркестра, позднее руководил Берлинским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Концертгебау (Амстердам), симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда и другими коллективами. Был главным дирижером оркестра "Венские симфонисты" (1980-1982). Постоянный дирижер Лондонского Королевского филармонического оркестра и работающий дирижер Токийского оркестра "Иомиури".

С 1976 года Рождественский является профессором Московской консерватории им. П.И. Чайковского, с 2001 г. — заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования.

  • Народный артист СССР (1976).
  • Лауреат Ленинской премии (1970)
  • Герой Социалистического труда (1990)
  • Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995)
  • Кавалер Ордена Восходящего Солнца (Япония, 2002)
  • Офицер Ордена "Почетного Легиона" (Франция, 2003)
  • Кавалер Ордена "Кирилла и Мефодия" (Болгария, 1972)
  • Награжден орденами Трудового Красного Знамени и Орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени (Россия, 2007)
  • Почетный член Шведской королевской академии (1975)
  • Почетный академик Английской Королевской академии музыки (1984)
  • Полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством".

Художник универсального склада, исключительно широких артистических интересов, Рождественский с самого начала творческого пути особое внимание уделяет искусству XX века, в первую очередь — музыке русских советских композиторов, произведениям своих современников. Тонко чувствуя стиль, художественную идею произведения, каждый раз воодушевляясь стремлением до конца разгадать авторское намерение и органично слиться с ним, Рождественский, при всей ярко очерченной индивидуальности дирижерского почерка, обладает редкой способностью к творческому перевоплощению, создавая спектакли очень разные, нигде и ни в чем не повторяющие даже раз найденные счастливые решения.

Репертуар Рождественского огромен, он охватывает практически все стилистические и жанровые пласты музыкального искусства — от классики до авангарда, от лучший мастеров прошлого — до новейших сочинений композиторов современности. На его счету рекордное количество аудиозаписей — свыше 700 пластинок и компакт-дисков. Выступая со многими ведущими оркестрами мира, он исполнил более 300 произведений впервые в России и более 150 — впервые в мире. Отдавая должное классике, русской и зарубежной, Рождественский является великолепным интерпретатором новой музыки, в первую очередь отечественной, осуществившим множество премьер произведений отечественных композиторов — Э. Денисова, С. Губайдулиной, А. Шнитке, Р. Щедрина, Б. Тищенко, С. Слонимского, Г. Канчели.

Благодаря Рождественскому был возвращен из небытия и исполнен целый ряд произведений русских композиторов — С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Н. Мясковского, восстановлены и досочинены многие неоконченные сочинения, среди которых "Пушкиниана" (из музыки С. Прокофьева), серия пластинок "Д. Шостакович. Из рукописей разных лет", опера "Игроки" Д. Шостаковича, последняя симфония и Первая соната для фортепиано А. Шнитке, оркестровка оперы "Женитьба" М. Мусоргского и другие. Рождественскому посвятили свои произведения Р. Щедрин, А. Шнитке, С. Губайдулина и многие другие композиторы.

В 1974-1985 гг. Геннадий Рождественский работал музыкальным руководителем Московского музыкального Камерного театра Бориса Покровского. При его участии были поставлены такие знаковые для отечественной культуры оперы, как "Нос" Дмитрия Шостаковича (1974) и "Похождение повесы" Игоря Стравинского (1978). "Нос" был первой работой Рождественского в театре Б.А. Покровского и стал эпохальным спектаклем: его премьерой 12 сентября 1974 года открылось постоянное здание театра у станции метро "Сокол", опера стала эмблемой театра и до сегодняшнего дня входит в его репертуар. Сотрудничество Рождественского с Камерным музыкальным театром продолжается по настоящее время.

В конце ноября 2011 Г. Рождественский выступил в Камерном музыкальном театре в качестве музыкального руководителя и дирижера мировой премьеры — оперы В.А. Моцарта "Идоменей" в редакции Р. Штрауса.

С 1 сентября 2012 г. Геннадий Рождественский возглавляет Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского в качестве музыкального руководителя.

Пресса

Илья Овчинников. Играем с начала. № 5 Май 2016

НАСТОЯЩЕЕ ДЕЛО ХУДОЖНИКА

4 мая исполнилось 85 лет Геннадию Рождественскому – выдающемуся российскому дирижеру, пианисту, просветителю, историку музыки. Этой дате был посвящен масштабный – в трех отделениях – концерт маэстро в Большом театре.

"ЧЕТЫРЕХ В ГОД ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧНО"

В ходе юбилейного вечера на Исторической сцене Большого Рождественский выступил как дирижер балетный, оперный и симфонический, обозначив основные вехи своей биографии. Балет "Времена года" Глазунова предстал в постановке Джона Ноймайера, третье действие оперы "Семен Котко" Прокофьева – в полусценической версии (режиссер Ольга Иванова), а завершила программу Девятая симфония Шостаковича. Оркестр остался в яме, сцену занял экран, где на протяжении почти всей симфонии крупным планом показывали дирижера. Примечательно, что это происходило именно в Большом театре: пять лет назад, когда тут же праздновалось 80-летие маэстро, мало кто не вспомнил о том, как десятью годами раньше Рождественский провел здесь сезон в должности генерального художественного директора и после премьеры первой редакции "Игрока" с шумом покинул Большой.

О недоразумениях того сезона маэстро вспоминает до сих пор и даже на концерте двухлетней давности говорил о них с таким жаром, будто они случились только что. Зато начиная с сезона 2004/2005 Рождественский нашел оптимальную для себя форму присутствия в московской музыкальной жизни, которой и придерживается по сей день. Речь о филармоническом абонементе из четырех концертов, следующих друг за другом на протяжении пары недель, – мини-фестиваль Геннадия Рождественского. "Мне думается, что четырех концертов в год вполне достаточно, в особенности, если они сконцентрированы на коротком периоде времени, – говорил дирижер автору этих строк накануне своего 75-летия. – Приезжать же несколько раз за сезон я не имею возможности". Заранее объявленные даты практически гарантируют, что концерты не будут отменены или перенесены: в циклах маэстро последних лет почти все концерты состоялись в срок.

Абонемент Рождественского может быть как монографическим, так и максимально разнородным, – неслучайно дважды он назывался "Мозаика". Первый такой цикл Рождественский провел в 2004 году, через год представил серию "Семеро их", посвятив четыре вечера Прокофьеву, Скрябину, Рахманинову, Стравинскому, Мясковскому, Шнитке и Шостаковичу. Сенсацией стало возвращение Рождественского в Большой театр, где он дирижировал оперой "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича 25 сентября 2006 года, в день столетия со дня рождения композитора: без Рождественского эту дату невозможно было себе представить. Продолжая отмечать юбилей Шостаковича, в ноябре 2006 года Рождественский представил мировую премьеру "Симфонического фрагмента" 1945 года.

С этого момента маэстро стал регулярно появляться в Большом: неоднократно дирижировал "Леди Макбет" и симфоническими концертами, а в 2014 году стал музыкальным руководителем постановки "Царской невесты" Римского-Корсакова, удивив непривычно медленными темпами, – фирменным знаком своего позднего стиля. За прошедшее десятилетие Рождественский также дирижировал Национальным филармоническим оркестром России, – увы, лишь раз, – а также оркестрами "Новой оперы" и Московской консерватории. Венцом его сотрудничества с коллективом alma mater стала российская премьера – в концертном исполнении – оперы "Смерть в Венеции" Бриттена с Иэном Бостриджем, Йестином Дэвисом и Питером Коулмен-Райтом (2013).

РЕМОНТ СТАРЫХ КОРАБЛЕЙ

В сезоне 2010/2011 Рождественский участвовал в возрождении постановки "Похождений повесы" Стравинского в Камерном музыкальном театре им. Б.А. Покровского. С момента премьеры прошло более 30 лет, однако восстановленный спектакль выглядел и звучал осмысленно и живо, словно подтверждая слова Стравинского: "Настоящим делом художника является ремонт старых кораблей, он может повторить по-своему лишь то, что уже было сказано". Окрыленный успехом спектакля, вскоре маэстро вернулся в театр, который когда-то рождался и рос под его музыкальным руководством. Пять сезонов в постоянной связке с Рождественским стали для театра периодом истинного возрождения. Первый проект, реализованный под его руководством, – постановка "Идоменея" Моцарта в редакции Рихарда Штрауса (2011), прежде не звучавшего в России; им дирижер открыл масштабный просветительский проект — постановки оперных сочинений с двойным авторством.

Следующей стала опера "Три Пинто", сочиненная Малером по эскизам Вебера (2013). Проект продолжился российской премьерой религиозной драмы "Лазарь, или Торжество Воскрешения" Шуберта – Денисова (2014). В 2013 году театр отметил 100-летие со дня рождения Бриттена российской театральной премьерой "Блудного сына", годом позже под руководством Рождественского поставлена "Мавра" Стравинского. Событием стала российская премьера "Леоноры" Бетховена (2014) – первой редакции единственной оперы композитора, известной под названием "Фиделио". Впервые прозвучала в России и камерная редакции оперы Яначека "Лиса-плутовка" (2015). К 85-летию Рождественский с коллективом театра осуществил давнюю мечту – поставил оперу Римского-Корсакова "Сервилия", забытую после неудачной премьеры, и сделал ее первую полную студийную запись. Восемь премьер, из них семь – первые постановки на российской сцене: таков результат работы Рождественского в Камерном музыкальном театре за пять лет, увенчанной сенсационной "Сервилией" (за эти годы в театре были также поставлены оперы Александра Маноцкова, Владимира Кобекина, Александра Журбина, но Рождественский не дирижировал ни одной из них).

То, что хронологически ряд названных композиторов заканчивается Денисовым, закономерно: уже не одно десятилетие Рождественский, когда-то открывший публике десятки свеженаписанных партитур, говорит, что не видит смены поколению Шнитке, Денисова, Губайдулиной. Это подтверждается и программой его абонемента "Моцарт и…", рассчитанного на два сезона, – минувший и нынешний. Рождественский посвящает его ранним мессам Моцарта в сочетании с лучшими страницами музыки последнего столетия, которую представляют Барток, Пярт, Лютославский, Шнитке, Хиндемит, Прокофьев, Шимановский и Шостакович. Безусловно, напомнить публике о Хиндемите и Шимановском нелишне, однако жаль, что маэстро подчеркнуто игнорирует десятки интересных имен нашего времени. И даже Оливер Нассен, один из ярчайших представителей современной английской музыки, так любимой Рождественским, появился в его абонементе "Туманный Альбион" лишь как автор обработки "Пяти пьес" Скрябина.

Случайное, но характерное совпадение: буквально через полгода сочинение Coursing Нассена звучало в одной из московских программ Владимира Юровского. В свое время Рождественский не раз называл именно его среди заслуживающих внимания молодых дирижеров и даже появлялся на его концертах; однако в интервью последнего времени предпочитает отмечать своих учеников и ассистентов, выделяя Филиппа Чижевского и критикуя его же за "авангардный крен". Между тем сегодня именно Юровский – первый, прямой и очевидный наследник лучших традиций Рождественского: и в составлении интересных программ, и в блистательных преамбулах, и во внимании к незаслуженно забытым партитурам прошлого, и в интересе к новой музыке. И если она не так интересна Рождественскому, он может, по крайней мере, быть спокоен за то, что достойные наследники у него есть.

НА ПОРОГЕ НОВЫХ ОТКРЫТИЙ

Из сотен записей Рождественского сейчас доступны далеко не все, и тем большей благодарности заслуживает фирма "Мелодия", за 12 лет переиздавшая многие из них. В том числе – полные циклы симфоний Шумана, Глазунова, Сибелиуса, Воана-Уильямса; все симфонии Чайковского, "Щелкунчик" и "Вариации на тему рококо"; все балеты, фортепианные концерты, симфонии и опера "Игрок" Прокофьева; "Фауст-кантата" и Кончерто гроссо № 2 Шнитке; "Нос" и "Игроки" Шостаковича; "Кармен-сюита" Щедрина; "Знаменитые европейские увертюры"; скрипичные концерты Мендельсона и Венявского; "Женитьба" и "Детская" Мусоргского; оркестровые сюиты Грига; "Четыре времени года" Арапова и Симфония № 11 Локшина; программа "Русский авангард" (Шнитке, Денисов, Губайдулина); "Поцелуй феи" Стравинского, "Белые ночи" Буцко и альбом фортепианных дуэтов с Викторией Постниковой.

Доступен также ряд записей, сделанных на фирме Chandos: симфонии Бородина, Энеску, Нильсена, Губайдулиной, Шнитке, балеты Дукельского и Глазунова, первые полные записи всех трех балетов Шостаковича и его оперетты "Москва-Черемушки". Выпущена Симфония № 6 Тищенко, "Покров Богородицы" Тавенера; периодически издаются также записи тех времен, когда маэстро руководил Симфоническим оркестром Би-Би-Си. Среди записей дирижера нового тысячелетия – Третья "Данте-симфония" и Двойной концерт Тищенко, а также скрипичные концерты Глазунова и Шостаковича (солист Александр Рождественский). Дискография Рождественского обещает нам еще много открытий.

БЕЗ ХОХОТА И ПОДМИГИВАНИЯ

Самой яркой страницей юбилейного концерта в Большом стала Девятая симфония Шостаковича. Хотя и "Времена года", и третий акт "Семена Котко", казалось, выигрывали в зрелищности, именно здесь достиг апогея театр Рождественского: в одной из лучших своих преамбул маэстро говорил о понятии идеального "музыкального театра", где смысловое ударение падало бы поровну на оба слова, – это именно он и был. И не только потому, что необыкновенно театральный каждый взгляд и жест Рождественского, транслировавшиеся на большом экране: театром была сама музыка Шостаковича.

Оркестр играл с такой невероятной выразительностью, что невольно представлялся спектакль, где за каждым инструментом слышался голос того или иного персонажа. Маэстро и здесь замедлил темпы, почти ничего не оставив от привычного взгляда на Девятую симфонию как на сочинение в духе "Классической" симфонии Прокофьева, в финале которого "пламенный оратор вдруг превращается в игриво подмигивающего, хохочущего комика" (слова И. Нестьева). От медленных частей симфонии было по-настоящему жутко; и если пятую дирижеры обычно преподносят как своего рода разрядку, выдох облегчения после четвертой, у Рождественского они звучали как единое зловещее целое. Жемчужиной интерпретации стало блестящее соло фаготиста Андрея Рудометкина, а финал, начисто лишенный скерцозности, танцевальности, предстал настоящим шествием неторопливых, уверенных в себе сил зла. Такое прочтение Девятой, кажется, потрясло без исключения всех.

Сотрудничество Рождественского с Большим театром продолжается: в июне запланировано пять показов "Царской невесты" под его управлением. Филармонический абонемент маэстро в следующем сезоне состоит лишь из двух концертов: в декабре обещаны "Страсти по Матфею" Баха в редакции Воана-Уильямса, оставившего в оркестре одни только струнные. Рождественский называет "музыкой своей мечты" этот шедевр, за который прежде не брался. В апреле запланирована "Жалобная песнь" Малера – редко исполняемая работа двадцатилетнего композитора. Пусть здоровье и благосклонность звезд помогут маэстро в осуществлении всех его планов.

Приобрести билет на спектакль

Вы можете приобрести билет на спектакль в режиме онлайн на нашем сайте.

Следите за театром в социальных сетях:

+7 495 606 70 08

Москва, ул. Никольская, д. 17, стр. 1
м. Лубянка, Площадь Революции, Театральная

© 2005 - 2018 Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского

Раздел для сотрудников театра