• Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского

    Ариадна на Наксосе

Рихард Штраус

Одноактная опера с прологом
Либретто Гуго фон Гофмансталя
Версия 1916 года

12+

«Ариадна на Наксосе» — жемчужина оперного репертуара первой половины ХХ столетия. Блестящее либретто Гуго фон Гофмансталя, сочетающее искрометный юмор, тонкий психологический анализ образов, жизненную философию и мудрость, гениально положено Штраусом на музыку. Опера объединяет в себе классическуюp мифологию и сатиру, высокую драму и комедию дель арте. Поначалу она была задумана как подарок Максу Рейнхардту, великому режиссеру, оказавшему содействие в постановке более ранней оперы Штрауса «Кавалер розы».

Первоначально (1912) «Ариадна» была написана как интермедия для постановки комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Несколько лет спустя Штраус частично переработал партитуру и в 1916 новая, самостоятельная редакция оперы увидела свет рампы.

В «Ариадне на Наксосе» Рихард Штраус смог удивительным образом соединить, казалось бы, несоединимое. Прием «театра в театре» позволил рассказать одновременно три истории и создать необычную, но совершенную в своей красоте эстетическую конструкцию. Восхитительная музыка Штрауса сделала эту оперу любимицей европейского репертуара. Ее изысканная партитура дает возможность оркестру театра, исполняющему сочинения Бетховена, Яначека, Бриттена, Римского-Корсакова и других мастеров оркестрового письма, покорить новую высоту.

Кроме прочего, «Ариадна на Наксосе» знаменита виртуозными вокальными партиями и требует блестящего состава исполнителей. Труппа Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского в последние годы пополнилась целым рядом прекрасных молодых солистов, многие из них получили возможность наравне с уже признанными мастерами выступить в звездных партиях великолепной штраусовской оперы.

Footer

ПРОЛОГ

В доме богатого господина идет подготовка к празднику, в программе которого роскошный ужин с фейерверком и премьера «серьезной» оперы на античный сюжет «Ариадна на Наксосе». Хозяин заказал ее молодому композитору и пригласил известных певцов. В разгар приготовлений Примадонна и музыканты узнают, что ничего не смыслящий в искусстве господин, кроме оперы, заказал для развлечения гостей веселый дивертисмент: выступление комедиантов во главе с легкомысленной кокеткой Цербинеттой должно начаться сразу после их высокой трагедии. Примадонна в гневе, композитор в отчаянии.

Пока артисты препираются, гофмейстер сообщает, что его хозяин приказал исполнить трагическую оперу и комедию одновременно, чтобы завершить представление к началу фейерверка. Музыканты негодуют, но нужно что-то срочно предпринять. Учитель танцев предлагает сделать купюры в опере, учитель музыки уговаривает композитора согласиться. Примадонна требует сократить арии Тенора, а Тенор – арии Примадонны. Цербинетта предлагает сюжет нового спектакля. Композитор протестует, но она начинает флиртовать с ним и легко убеждает в возвышенности своих чувств и намерений. Охваченный страстью композитор соглашается на уступки и, только заметив комедиантов, готовых выйти на сцену, с ужасом осознает, как его провели.

ОПЕРА

На пустынном острове, покинутая Тезеем, горько тоскует Ариадна. Тщетно пытаются утешить ее Наяда, Дриада и нимфа Эхо – она безутешна и призывает Гермеса, посланца смерти. Появляется Цербинетта с комедиантами. Она старается развлечь Ариадну рассказом о своей незатейливой, но жизнеутверждающей философии любви, и уверяет страдалицу, что на смену прежнему возлюбленному всегда является новый.

На остров прибывает Бахус, бежавший от искушений волшебницы Цирцеи. Ариадна сперва принимает его за Гермеса, однако поцелуй Бахуса возрождает ее к новой жизни. Его любовь помогает Ариадне вновь стать счастливой.

Театр Покровского Ариадна на Наксосе

Композитор - И. Курманова, Учитель танцев - А. Цветков-Толбин

Театр Покровского Ариадна на Наксосе

Сцена из спектакля

Театр Покровского Ариадна на Наксосе

Композитор - И. Курманова, Цербинетта - К. Ферзба

Театр Покровского Ариадна на Наксосе

Сцена из спектакля

Театр Покровского Ариадна на Наксосе

Сцена из спектакля

Театр Покровского Ариадна на Наксосе

Цербинетта - К. Ферзба, Ариадна - И.Алексеенко

Театр Покровского Ариадна на Наксосе

Сцена из спектакля

Театр Покровского Ариадна на Наксосе

Труфальдино - А.Смирнов, Ариадна - И. Алексеенко, Скарамуш - В. Родин, Цербинетта - Е. Ферзба

Театр Покровского Ариадна на Наксосе

Бахус - М. Яненко, Ариадна - К. Мусланова

Театр Покровского Ариадна на Наксосе

Бахус - З. Ковалев, Ариадна - И. Алексеенко

Театр Покровского Ариадна на Наксосе

Сцена из спектакля

Театр Покровского Ариадна на Наксосе

Сцена из спектакля

Постановочная группа

Действующие лица и исполнители

Пресса

Петр Поспелов, Ведомости, 07 июля 2016

Удача с перебором. "Ариадна на Наксосе" в Театре Покровского.

В постановке оперы Рихарда Штрауса сложная гармония превращена в полный комфорт

На свете мало столь счастливых произведений, как эта необычная опера. Родившись в переломную эпоху (первая редакция – 1912 г., вторая – 1916-й), она утвердилась на сцене уже в те годы, когда романтизм, казалось бы, был отменен модернизмом, в эпоху открытий Шенберга и Стравинского, и ознаменовала собой ретроспективную тенденцию – тоску по прекрасной истории классического искусства. Однако эту тенденцию не назовешь охранительной: Рихард Штраус и его либреттист Гуго фон Гофмансталь создали (не с первой попытки) изысканную конструкцию, где сочетаются новая речитативно-разговорная манера пения и традиционный стиль, в котором уживаются комедия дель арте и опера-сериа.

 Как можно соединить подобные противоположности? Сюжет оперы этому и посвящен. Две труппы репетируют мифологическую оперу об Ариадне, брошенной возлюбленным на острове Наксосе, и фривольную комедию, предполагая показать два представления по очереди. Однако аристократ-заказчик велит сыграть их одновременно, чтобы уложиться к началу фейерверка. Оказывается, это возможно – и две стилистики, за которые отвечают возвышенно настроенный Композитор и ветреная комедиантка Цербинетта, способны найти сложную гармонию, разными словами и созвучиями рассказывая о любви и вечном ожидании нового счастья.

Режиссер Ханс-Иоахим Фрай, как водится, перенес действие в наши дни, где роли аристократов перешли к некоему Олигарху и его гламурной жене, жеманно фотографирующейся на фоне театрального действия (превосходная мимическая пара – Анатолий Захаров и Ольга Бурмистрова, к ним приставлен почти не поющий Александр Полковников, чьей роли между тем оставлен чин Гофмейстера). Труппа комедиантов во главе с Цербинеттой похожа на команду рэперов. Серьезные актеры изображают капризную пару звезд. Ради понятности полуречитативный пролог, где в порядке эстетического диспута обсуждается будущий спектакль, идет на русском языке (перевод Леонида Корчмара), но просодия не кажется естественной. Во втором действии, где приходит пора развернутым ариям и ансамблям, звучит уже исконный немецкий оригинал.

По воле сценографа Виктора Вольского в пол вкопаны рояли, на которых и сидят, и лежат – стало быть, мы находимся в пространстве тотального искусства. Костюмы Марии Вольской красивы, а художник по свету Владимир Ивакин неспешно чередует тона. Страдания Ариадны и утешения окружающих ее наяд похожи на костюмированный концерт, комедианты движутся нехитрыми прыжками. Мало-помалу дело движется к величественному финалу, когда в объятья Ариадны является новый бог – Вакх, маски окружают героев и на стену вдруг проецируется обещанный фейерверк, в сочетании с грандиозной музыкой производящий впечатление и на молодого Композитора, и на Олигарха с женой, и на публику. Если детали всей постановки можно обсуждать, то финал – удача с перебором, в которой происходит снятие всех противоположностей – эстетических, идейных, исторических и социальных – до такой степени, что переживание гармонии меняется на ощущение полного комфорта.

Удачей стало и музыкальное решение – оркестр, для Рихарда Штрауса небольшой, почти камерный, звучал собранно и дисциплинированно под управлением молодого дирижера Алексея Верещагина (успевшего пройти мастер-классы и практику у самого Теодора Курентзиса). Столь же вышколенное качество имели певческие ансамбли. В премьерном составе большая часть труппы показала себя с лучшей стороны. Партия Цербинетты прекрасно легла на легкую колоратуру Екатерины Ферзбы, пару героев с достойным качеством спели сопрано Ирина Алексеенко и крепкий тенор Захар Ковалев, Композитор обаятельно получился у Ольги Дейнеки-Бостон, трио наяд и ансамбль комедиантов нигде не дали трещинки. В театре радуются, что труппа в последнее время пополнилась новыми талантливыми солистами. И это качество омоложения ощутимо проявилось в новой работе театра.

Источник: www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/07/07/648240-ariadna-naksose

Олег Дзюба, Парламентская газета, 01 июля 2016

В Москве впервые исполнена опера Рихарда Штрауса "Ариадна на Наксосе".

Путь одного из самых популярных мировых оперных шедевров в нашу страну растянулся на целых 90 лет

 Шестую премьеру за сезон представил своим поклонникам перед завершением сезона Московский государственный  академический камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского. Этот своеобразный рекорд дал основание директору театра Олегу Михайлову назвать вереницу спектаклей, поставленных с сентября по июль "оперным марафоном", завершившийся дебютом на московской сцене оперы Рихарда Штрауса "Ариадна на Наксосе".

 Впервые оперу поставили в Штутгарте еще до Первой мировой войны, но в Россию она пришла только в начале третьего тысячелетия, тут же закрепившись в репертуаре петербургского Мариинского театра. Московские же аплодисменты в адрес исполнителей и постановщиков "Ариадны на Наксосе" прозвучали ещё двенадцатью годами позднее.

Идея поставить Штрауса на московской сцене принадлежит постановщику, известному немецкому режиссеру Хансу-Иоахиму Фраю, уже работавшему с "Театром Покровского", как его сокращенно называют ценители оперы. Сначала Фрай подумывал о знаменитой опере "Кавалер Розы", но её партитуру композитор создавал для оркестра более чем из двухсот инструментов. Зато "Ариадна на Наксосе" требовала намного более компактного состава музыкантов и пришлась театру как раз ко двору.

Дирижер-постановщик Алексей Верещагин на пресс-конференции сказал, что у "Ариадны на Наксосе" репутация "крепкого орешка". По его словам, партия Вакха, предназначенная композитором для тенора,  одна из самых сложных во всех мировых музыкальных анналах. То же можно сказать и про арию Цербинетты, в первом варианте которой Штраус вынуждал колоратурных сопрано брать фа диез третьей октавы и лишь позднее слегка снизил требования.

Эта опера считается одноактной, но пролог к ней фактически можно воспринимать как полноценное действие, тем более что он, по сути дела, является мини-оперой в основной опере. Согласно либретто, актеры, приехавшие ко двору некого богатея, должны экспромтно учитывать далекие от разумности требования заказчика. Для московской постановки европейского нувориша заменили пародийным олигархом, позволив публике посмеяться над современными хозяевами жизни. Артистам представилась прекрасная возможность по максимуму проявить свои индивидуальности, хотя балансировать между комедией нравов и классической оперой очень уж непросто. Мостики между эпохами и стилями приходится перебрасывать клоунскому квартету Скарамуша, Труффальдино, Арлекина и Бригеллы. Виталий Родина, Алексей Смирнов, Александр Бородейко и Роман Шевчук провели свои сюжетные линии безупречно. Судя по уровню постановки, остальные исполнители ничуть не хуже.

Уходящий сезон для театра вполне сравним с длиннейшей легкоатлетической дистанцией. В придачу к московским спектаклям и репетициям театр успел ещё побывать с гастролями в Крыму. Директор говорит, что принимали их прекрасно. На вернувшемся в Россию полуострове успели позабыть, когда в последний раз слушали оперу, тем более такого уровня. 

Приобрести билет на спектакль

Вы можете приобрести билет на спектакль в режиме онлайн на нашем сайте.

Следите за театром в социальных сетях:

+7 495 606 70 08

Москва, ул. Никольская, д. 17, стр. 1
м. Лубянка, Площадь Революции, Театральная

© 2005 - 2018 Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского

Раздел для сотрудников театра