• Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского

    Орфей

Кристоф Виллибальд Глюк

Опера в четырех действиях с одним антрактом
В редакции Гектора Берлиоза (1859 г.)

16+

«Орфей – это миф, вымысел, сказка, сочинение другой реальности. Главную героиню можно назвать современной Алисой; она художница, которая переносится сама и переносит нас в фантастическую реальность этого мифа», – говорит режиссер-постановщик спектакля Михаил Кисляров.

Останавливая свой выбор на самой популярной из опер Глюка, «Орфее и Эвридике», постановщики обречены на непростой выбор: существуют две авторских версии – венская (1762) и парижская (1774), а также редакция, сделанная Берлиозом в 1859 году для парижской «Лирической оперы». Чтобы подчеркнуть акцент на фигуре мифического певца, Берлиоз озаглавил свою редакцию «Орфей», так как она создавалась в расчете на уникальный талант и феноменальную виртуозность меццо-сопрано Полины Виардо. Она положила начало традиции исполнения партии Орфея женщинами, которая господствовала в XIX веке и продолжается в ХХ веке.

Несмотря на популярность аутентичного исполнительства, ставящего во главу угла авторский текст и соответствие принципов исполнения нормам эпохи, редакция Берлиоза совершенно не теряет своей актуальности. Французский композитор, известный как новатор и разрушитель классических канонов, страстно почитал Глюка, преклонялся перед ним, досконально знал и пропагандировал его оперы. В своей редакции «Орфея» Берлиоз очень бережно отнесся к музыкальному тексту и попытался соединить преимущества обеих авторских редакций. Спектакль с участием Полины Виардо имел фантастический успех, а несомненные достоинства этой редакции заставляют театры вновь и вновь обращаться к ней.

Премьера состоялась 17 декабря 2016 года

Продолжительность спектакля 2 ч. 15 мин.

Footer

На севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей. Он обладал чудесным даром петь прекрасные песни, и слава о нем шла по всей земле. За этот дар его полюбила красавица Эвридика, которая стала женой Орфея. Но счастье их было недолговечно.

Однажды они гуляли в лесу: Орфей играл на своей лире и пел, Эвридика собирала цветы. Незаметно она отошла далеко от мужа, в лесную глушь. Вдруг ей почудилось, что кто-то бежит, ломая сучья, гонится за ней. Она испугалась и бросилась к Орфею, бежала, не разбирая дороги и ступила в змеиное гнездо. Змея обвилась вокруг нее и ужалила. Эвридика закричала от боли и страха и упала замертво. Орфей услышал издали жалобный крик жены и поспешил к ней. Он увидел, как между деревьев мелькнули большие черные крылья, – это Смерть уносила Эвридику в подземное царство.

Велико было горе Орфея. Он ушел от людей и целые дни проводил в одиночестве, скитаясь по лесам, изливая в песнях свою тоску. Проходили ночи и дни, но Орфей не мог утешиться и стал призывать смерть, чтобы вновь соединиться с любимой.

Тогда ему явился Амур и объявил о том, что боги сжалились над его горем и вернут ему супругу, если он сможет своим пением растрогать злых духов подземного царства. Но певец должен выполнить одно условие – не оглядываться на Эвридику, пока не покинет царство мертвых, иначе потеряет возлюбленную навсегда. Орфей отправился в обитель смерти.

На берегу Стикса путь ему преградили фурии. Орфей умолял их сжалиться и дать дорогу, но духи ада были непреклонны: человеческие чувства незнакомы им. Тогда он ударил по струнам своей лиры и начал петь. Никто раньше не слышал здесь такой чудесной музыки, все подземное царство внимало его пению. Голос Орфея был так прекрасен, скорбь так искренна, что даже злые духи не смогли остаться равнодушными и открыли ему путь к Эвридике.

Орфей попал в Элизиум, светлое царство блаженных теней, где нашел свою возлюбленную. Теперь, чтобы выйти на землю, им нужно проделать сложный и долгий обратный путь. Не оглядываясь, Орфей вел за собой Эвридику, которая никак не могла понять холодности мужа: ведь он, прежде нежный и любящий, ни разу не взглянул на нее.

Орфею было тяжело выносить упреки и сомнения супруги, он уверял ее, что по-прежнему любит, умолял верить и быть терпеливой, но, в конце концов, не смог противиться ее мольбам и оглянулся. И в тот же миг Эвридика вернулась в царство мертвых. Орфей вновь потерял горячо любимую жену и на этот раз по собственной вине.

В отчаянии он уже был готов покончить с собой, чтобы последовать за ней, но вновь ему явился Амур и сообщил радостную весть: боги даруют Орфею прощение, а Эвридике – жизнь.

Театр Покровского Орфей

Орфей - Мария Патрушева, Амур - Екатерина Ферзба

Театр Покровского Орфей

Сцена из спектакля

Театр Покровского Орфей

Амур - Тамара Касумова, Эвридика - Татьяна Конинская

Театр Покровского Орфей

Орфей - Мария Патрушева

Театр Покровского Орфей

Амур - Тамара Касумова

Театр Покровского Орфей

Амур - Екатерина Ферзба, Эвридика - Ольга Бурмистрова

Театр Покровского Орфей

Орфей - Виктория Преображенская, Амур - Тамара Касумова

Театр Покровского Орфей

Амур - Екатерина Ферзба, Орфей - Мария Патрушева

Театр Покровского Орфей

Эвридика - Ольга Бурмистрова

Театр Покровского Орфей

Орфей - Мария Патрушева, Эвридика - Ольга Бурмистрова

Театр Покровского Орфей

Орфей - Мария Патрушева, Эвридика - Ольга Бурмистрова

Театр Покровского Орфей

Орфей - Виктория Преображенская., Амур-Тамара Касумова, Эвридика-Татьяна Конинская

Постановочная группа

Приобрести билет на спектакль

Вы можете приобрести билет на спектакль в режиме онлайн на нашем сайте.

Следите за театром в социальных сетях:

+7 495 606 70 08

Москва, ул. Никольская, д. 17, стр. 1
м. Лубянка, Площадь Революции, Театральная

© 2005 - 2018 Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского

Раздел для сотрудников театра